Профилактика суицидального поведения подростков

    Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли,  намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. 

    Суицидальное поведение встречается как в норме (без психопатологии), так и при психопатиях и при акцентуациях характера – в последнем случае оно является одной из форм девиантного поведения при острых аффективных или патохарактерологических реакциях.

     Различают следующие типы суицидального поведениядемонстративное, аффективное и истинное суицидальное поведение.

Демонстративное поведение

    В основе этого типа суицидального поведения лежит стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать, как ему трудно справляться с жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи. Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое отношение к нему. При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения.

Аффективное суицидальное поведение

     Суицидальные действия, совершенные под влиянием ярких эмоций относятся к аффективному типу. В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции - обида, гнев - затмевают собой реальное восприятие действительности и подросток, руководствуясь ими, совершает суицидальные действия. При аффективном суицидальном поведении чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.

Истинное суицидальное поведение

    Истинное суицидальное поведение характеризуется продуманным планом действий. Подросток готовится к совершению суицидального действия. При таком типе суицидального поведения подростки чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий. Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью. При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению или к спрыгиванию с высоты.

     Самоубийство - слишком противоестественный и кардинальный шаг, поэтому решение на его совершение вызревает не мгновенно. Ему, как правило, предшествует более или менее продолжительный период переживаний, борьбы мотивов и поиска выхода из создавшейся ситуации.

       В период продолжительного переживания проводится коррекционно-развивающая работа, которая включает несколько блоков:

1) Программа профилактики суицидального поведения у подростков.

2)Программа формирование положительной нравственной направленности: «Разговор о нравственности».

     Каждый блок может использоваться в комплексе, либо как отдельная программа по усмотрению психолога.

  •  
  •  
  •  
  1.  

Выявление и коррекция неадаптивных психологических установок.

Программа профилактики суицидального поведения у подростков

  1.  

Формирование положительной нравственной направленности

Программа бесед «Разговор о нравственности»

 

Содержание программы  профилактики суицидального поведения у подростков

Название

Цели

Содержание

Кол.

час.

1

Занятие № 1

«Мои сильные стороны, мои ресурсы (внутренние и внешние) как средства решения проблем». Заключение контракта.

Приветствие, Упр. «Минус-плюс», упр. «Ресурсы для достижения», тест определение степени совершения суицида, контракт, правила занятий, рефлексия. Ритуал прощания

1

2

Занятие № 2

Выявление и коррекция неадаптивных психологических установок.

Ритуал приветствия. Упр. «Посмотри в глаза соседа», упр. «Мои установки», тест «Человек под дождем»,  Ритуал прощания

1

3

Занятие № 3

Выявление и коррекция неадаптивных психологических установок.

Ритуал приветствия. Упр. «Улыбка», «Недобрые зачины», опросник Басса-Дарки, рефлексия. Ритуал прощания

1

4

Занятие № 4

Содействие переориентации поведенческих моделей.

Ритуал приветствия. Упр. «Ценности», «Мир благодарения», рефлексия. Ритуал прощания

1

5

Занятие № 5

Актуализация жизненных ценностей

Ритуал приветствия. Упр. «Кто я», упр. «Мои достижения», рефлексия.  Ритуал прощание

1

6

Занятие № 6

Актуализация  «Я-концепции», самоценности подростка.

Ритуал приветствия. Упр. «Мои достижения»,

«Мои ценности», 

рефлексия.

Ритуал прощания

1

7

Занятие № 7

Актуализация «Я-концепции» самоценности  подростка.

Ритуал приветствия. Притча «Об одиночестве»

Рефлексия. Ритуал прощания

1

8

Занятие № 8

Актуализация эмоциональной привязанности к родственникам или близким людям.

Ритуал приветствия. Игра «Снежный ком», упр. «Посмотри в мои глаза». Рисунок «Моя семья». рефлексия. Ритуал прощания

1

9

Занятие № 9

Актуализация эмоциональной привязанности к родственникам или близким людям.

Ритуал приветствия. Упр. «В поисках смысла жизни», «Линия жизни»,    Релакс. «Формула удачи». Ритуал прощания

1

10

Занятие № 10

Развитие навыков постановки жизненных целей. Создание плана действий для достижения жизненных целей.

Ритуал приветствия.  Притча «Мудрец и молодой человек», Упр. «Я подарок человечеству», рефлексия. Ритуал прощания

1

11

Занятие № 11

Развитие навыков постановки жизненных целей. Создание плана действий для достижения жизненных целей.

Ритуал приветствия. Упр. «Жизненное пространство», упр. «Формирование намерения», упр. «Постановка цели»,   рефлексия. Ритуал прощания

1

12

Занятие № 12

Развитие навыков постановки жизненных целей. Создание плана действий для достижения жизненных целей.

Ритуал приветствия. Тест «Автопортрет», Притча о добре,  рефлексия. Ритуал прощание

1

13

Занятие № 13

Развитие устойчивого стремления к позитивному восприятию мира.

Ритуал приветствия. Сказка «О милостивой  судьбе», упр. «Чемодан в дорогу», тест «человек под дождем», рефлексия. Ритуал прощания

1

14

Занятие № 14

Развитие устойчивого стремления к позитивному восприятию мира.

Ритуал приветствия.  Тест Басса-Дарки, упр. «Письмо самому себе», рефлексия. Ритуал прощания

1

15

Занятие № 15

Релаксационное занятие.

Ритуал приветствия. Сказка «Коряга» рефлексия. Ритуал прощания

1

 

Итого:

15

 

 

Тематический план занятий-бесед «Разговор о нравственности»

Тема

Содержание

Кол. часов:

1.

Беседа 1

Воспитание человечности. Настоящая мудрость.

1

2.

Беседа 2

Кто достоин уважения. Как стать лучше.

1

3.

Беседа 3

Разговор о совести. Помогаем другим.

1

4.

Беседа 4

Красота души. Учимся видеть хорошее.

1

5.

Беседа 5

Золотое правило жизни. Умей прощать.

1

6.

Беседа 6

Тропа милосердия. Сила любви.

1

7.

Беседа 7

Как стать счастливым. Жизнь в единстве.

1

 

 

Итого:

7