Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.
Суицидальное поведение встречается как в норме (без психопатологии), так и при психопатиях и при акцентуациях характера – в последнем случае оно является одной из форм девиантного поведения при острых аффективных или патохарактерологических реакциях.
Различают следующие типы суицидального поведения: демонстративное, аффективное и истинное суицидальное поведение.
Демонстративное поведение
В основе этого типа суицидального поведения лежит стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать, как ему трудно справляться с жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи. Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое отношение к нему. При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения.
Аффективное суицидальное поведение
Суицидальные действия, совершенные под влиянием ярких эмоций относятся к аффективному типу. В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции - обида, гнев - затмевают собой реальное восприятие действительности и подросток, руководствуясь ими, совершает суицидальные действия. При аффективном суицидальном поведении чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.
Истинное суицидальное поведение
Истинное суицидальное поведение характеризуется продуманным планом действий. Подросток готовится к совершению суицидального действия. При таком типе суицидального поведения подростки чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий. Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью. При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению или к спрыгиванию с высоты.
Самоубийство - слишком противоестественный и кардинальный шаг, поэтому решение на его совершение вызревает не мгновенно. Ему, как правило, предшествует более или менее продолжительный период переживаний, борьбы мотивов и поиска выхода из создавшейся ситуации.
В период продолжительного переживания проводится коррекционно-развивающая работа, которая включает несколько блоков:
1) Программа профилактики суицидального поведения у подростков.
2)Программа формирование положительной нравственной направленности: «Разговор о нравственности».
Каждый блок может использоваться в комплексе, либо как отдельная программа по усмотрению психолога.
|
|
|
|
Выявление и коррекция неадаптивных психологических установок. |
Программа профилактики суицидального поведения у подростков |
|
Формирование положительной нравственной направленности |
Программа бесед «Разговор о нравственности» |
Содержание программы профилактики суицидального поведения у подростков
№ |
Название |
Цели |
Содержание |
Кол. час. |
1 |
Занятие № 1 |
«Мои сильные стороны, мои ресурсы (внутренние и внешние) как средства решения проблем». Заключение контракта. |
Приветствие, Упр. «Минус-плюс», упр. «Ресурсы для достижения», тест определение степени совершения суицида, контракт, правила занятий, рефлексия. Ритуал прощания |
1 |
2 |
Занятие № 2 |
Выявление и коррекция неадаптивных психологических установок. |
Ритуал приветствия. Упр. «Посмотри в глаза соседа», упр. «Мои установки», тест «Человек под дождем», Ритуал прощания |
1 |
3 |
Занятие № 3 |
Выявление и коррекция неадаптивных психологических установок. |
Ритуал приветствия. Упр. «Улыбка», «Недобрые зачины», опросник Басса-Дарки, рефлексия. Ритуал прощания |
1 |
4 |
Занятие № 4 |
Содействие переориентации поведенческих моделей. |
Ритуал приветствия. Упр. «Ценности», «Мир благодарения», рефлексия. Ритуал прощания |
1 |
5 |
Занятие № 5 |
Актуализация жизненных ценностей |
Ритуал приветствия. Упр. «Кто я», упр. «Мои достижения», рефлексия. Ритуал прощание |
1 |
6 |
Занятие № 6 |
Актуализация «Я-концепции», самоценности подростка. |
Ритуал приветствия. Упр. «Мои достижения», «Мои ценности», рефлексия. Ритуал прощания |
1 |
7 |
Занятие № 7 |
Актуализация «Я-концепции» самоценности подростка. |
Ритуал приветствия. Притча «Об одиночестве» Рефлексия. Ритуал прощания |
1 |
8 |
Занятие № 8 |
Актуализация эмоциональной привязанности к родственникам или близким людям. |
Ритуал приветствия. Игра «Снежный ком», упр. «Посмотри в мои глаза». Рисунок «Моя семья». рефлексия. Ритуал прощания |
1 |
9 |
Занятие № 9 |
Актуализация эмоциональной привязанности к родственникам или близким людям. |
Ритуал приветствия. Упр. «В поисках смысла жизни», «Линия жизни», Релакс. «Формула удачи». Ритуал прощания |
1 |
10 |
Занятие № 10 |
Развитие навыков постановки жизненных целей. Создание плана действий для достижения жизненных целей. |
Ритуал приветствия. Притча «Мудрец и молодой человек», Упр. «Я подарок человечеству», рефлексия. Ритуал прощания |
1 |
11 |
Занятие № 11 |
Развитие навыков постановки жизненных целей. Создание плана действий для достижения жизненных целей. |
Ритуал приветствия. Упр. «Жизненное пространство», упр. «Формирование намерения», упр. «Постановка цели», рефлексия. Ритуал прощания |
1 |
12 |
Занятие № 12 |
Развитие навыков постановки жизненных целей. Создание плана действий для достижения жизненных целей. |
Ритуал приветствия. Тест «Автопортрет», Притча о добре, рефлексия. Ритуал прощание |
1 |
13 |
Занятие № 13 |
Развитие устойчивого стремления к позитивному восприятию мира. |
Ритуал приветствия. Сказка «О милостивой судьбе», упр. «Чемодан в дорогу», тест «человек под дождем», рефлексия. Ритуал прощания |
1 |
14 |
Занятие № 14 |
Развитие устойчивого стремления к позитивному восприятию мира. |
Ритуал приветствия. Тест Басса-Дарки, упр. «Письмо самому себе», рефлексия. Ритуал прощания |
1 |
15 |
Занятие № 15 |
Релаксационное занятие. |
Ритуал приветствия. Сказка «Коряга» рефлексия. Ритуал прощания |
1 |
|
Итого: |
15 |
Тематический план занятий-бесед «Разговор о нравственности»
№ |
Тема |
Содержание |
Кол. часов: |
1. |
Беседа 1 |
Воспитание человечности. Настоящая мудрость. |
1 |
2. |
Беседа 2 |
Кто достоин уважения. Как стать лучше. |
1 |
3. |
Беседа 3 |
Разговор о совести. Помогаем другим. |
1 |
4. |
Беседа 4 |
Красота души. Учимся видеть хорошее. |
1 |
5. |
Беседа 5 |
Золотое правило жизни. Умей прощать. |
1 |
6. |
Беседа 6 |
Тропа милосердия. Сила любви. |
1 |
7. |
Беседа 7 |
Как стать счастливым. Жизнь в единстве. |
1 |
|
|
Итого: |
7 |